Российские инженеры успешно протестировали технологию управления беспилотным грузовиком «ГАЗель Next» с помощью нейроинтерфейса, который позволяет управлять автомобилем силой мысли. Этот эксперимент был проведен специалистами из Ульяновского государственного технического университета (УлГТУ) совместно с биотех-лабораторией Neiry.
Основные аспекты технологии
Нейроинтерфейс:
- Считывает волновую активность мозга, показатели электроэнцефалограммы (ЭЭГ), движение головы и данные пульсометрии.
- Позволяет оценить когнитивную нагрузку, усталость, стресс и концентрацию внимания водителя.
Алгоритм управления:
- Нейроинтерфейс подключен к компьютеру, который, в свою очередь, управляет автомобилем.
- Алгоритм управления включает поворот колес, регулирование скорости и сценарии экстренной остановки
- Если водитель сконцентрирован на дороге, скорость автомобиля увеличивается. При обнаружении усталости или отвлечения внимание, скорость снижается. В случае экстренной ситуации или если водитель засыпает, система активирует аварийную остановку.
Эксперимент
Во время эксперимента беспилотный грузовик «ГАЗель Next» проехал по закрытой территории, управляемый водителем только с использованием нейроинтерфейса, без помощи рук. Это уникальное решение пока находится на стадии эксперимента, и массовое производство в данный момент не планируется.
Таким образом, российские инженеры сделали значительный шаг вперед в области управления транспортными средствами с помощью нейротехнологий, что может открыть новые возможности для развития беспилотных автомобилей и повышения безопасности на дорогах.
Каковы потенциальные применения технологии управления автомобилем с помощью нейроинтерфейса?
Технология управления автомобилем с помощью нейроинтерфейса имеет широкий спектр потенциальных применений, которые могут значительно изменить как личный, так и коммерческий транспорт. Вот некоторые из ключевых областей применения:
Потенциальные применения
1. Улучшение мобильности для людей с ограниченными возможностями
- Люди с моторными нарушениями: Нейроинтерфейсы могут предоставить возможность управления транспортными средствами людям с ограниченными физическими возможностями, включая парализованных людей или тех, кто страдает от заболеваний, таких как боковой амиотрофический склероз (БАС).
- Реабилитация и терапия: Использование нейроинтерфейсов может быть частью реабилитационных программ, помогая пациентам восстанавливать контроль над движениями и улучшать когнитивные функции.
2. Повышение безопасности на дорогах
- Мониторинг состояния водителя: Нейроинтерфейсы могут отслеживать уровень усталости, стресса и концентрации внимания водителя, автоматически корректируя поведение автомобиля для предотвращения аварий.
- Экстренные ситуации: В случае обнаружения опасного состояния водителя, система может инициировать аварийную остановку или передать управление автономной системе.
3. Интеграция с автономными системами
- Смешанное управление: Нейроинтерфейсы могут работать в тандеме с автономными системами, предоставляя водителю возможность вмешиваться в управление в критических ситуациях или при необходимости.
- Обучение и адаптация: Системы могут обучаться на основе данных, полученных от нейроинтерфейсов, улучшая алгоритмы автономного вождения.
4. Улучшение пользовательского опыта
- Голосовое и мысленное управление: Возможность управления различными функциями автомобиля, такими как навигация, климат-контроль и мультимедийные системы, с помощью мыслей или голосовых команд.
- Персонализация: Системы могут адаптироваться к индивидуальным предпочтениям водителя, улучшая комфорт и удобство использования.
5. Военные и специальные применения
- Военные транспортные средства: Нейроинтерфейсы могут использоваться для управления военными транспортными средствами в условиях, где традиционные методы управления могут быть затруднены или невозможны.
- Спасательные операции: В экстренных ситуациях, таких как спасательные операции, нейроинтерфейсы могут обеспечить более точное и быстрое управление транспортными средствами.
Таким образом, технология управления автомобилем с помощью нейроинтерфейса имеет потенциал для значительного улучшения безопасности, удобства и доступности транспортных средств, а также для расширения их функциональных возможностей в различных областях.