Представь: ты купил машину, оформив все документы, радуешься новенькой «ласточке», а тут тебе приходит уведомление от ГАИ: регистрация аннулирована. Машина теперь как бы не твоя. И, если хочешь снова ездить законно, будь добр доплатить государству. Суммы — не шуточные, порой доходят до нескольких сотен тысяч рублей. Звучит как шутка? Увы, реальность.
Что случилось?
Вся драма связана с параллельным импортом. После ухода многих автопроизводителей из России, люди начали массово привозить машины через «альтернативные» каналы. Грубо говоря, ввозить авто без участия официальных дилеров. На первый взгляд всё легально: машины растаможены, налоги оплачены, регистрация получена. Но тут на сцену вышла таможня, с претензией: мол, деньги за растаможку заплатили неправильно.
Оказалось, что некоторые импортеры занижали стоимость автомобилей в документах. Например, везут BMW за 5 миллионов, а в бумагах указывают 2. Таможня это «пропустила», но теперь внезапно решила, что деньги в бюджет были уплачены не в полном объеме. И кому выставляют счет? Правильно, владельцам машин.
Тысячи людей без машин
По данным СМИ, уведомления о снятии с учета получили уже тысячи россиян. А дальше начинается настоящий кошмар. Чтобы вернуть регистрацию, нужно либо доплатить те самые недостающие сотни тысяч рублей, либо судиться. Суд, кстати, далеко не всегда становится на сторону владельцев. Ведь, как ни крути, машина официально зарегистрирована с нарушениями.
Но есть и другой вопрос: а почему вообще это стало проблемой владельцев, а не тех, кто занимался импортом? Ведь именно они предоставляли документы на растаможку. На это у таможни простой ответ: «Сначала заплатите, а потом уж ищите виноватых».
Что дальше?
Ситуация быстро превратилась в федеральный скандал. В Госдуме уже обсуждают, как защитить честных покупателей. Звучат предложения перенести ответственность на импортеров или упростить процедуру оспаривания решений. Но пока это всё слова. На деле владельцы остаются один на один с огромными долгами.