Высококвалифицированные специалисты с послевузовским профессиональным образованием играют решающую роль в экономическом, технологическом и социальном развитии страны. Россия занимает одно из лидирующих мест в мире по уровню образования населения, но это не достаточно. Сегодня актуальным становится улучшение качества и эффективности получаемых знаний, а также развитие системы подготовки специалистов, после окончания учебных заведений.
По данным ООН, россияне проводят в образовательной системе в среднем 12,8 лет своей жизни. Конкуренты, такие как Германия, где средняя продолжительность обучения составляет 14,1 года, не дают расслабиться. Россия занимает второе место в мире по доле населения с высшим образованием после Канады, но в группе молодых людей в возрасте 25-34 лет Россия опускается на 4-е место. Анализ международных статистических данных показывает, что политическая и экономическая стабильность страны в большей степени определяется наличием специалистов с практическими знаниями, чем с простым высшим образованием. Чем больше их доля в рабочей силе, тем выше ВВП на душу населения.
Развитие системы послевузовской подготовки должно включать эффективную аспирантуру и докторантуру, а также интеграцию научных исследований и бизнеса. При этом, такая подготовка должна быть максимально связана с передовыми достижениями науки и техники. Важным аспектом является мотивация специалистов для получения высокой квалификации.
Сегодня малая доля россиян имеют профессиональную подготовку, полученную после окончания вуза. Исследования Финансового университета показывают, что россияне, в целом, заинтересованы в обучении. Более трети домохозяйств участвуют в некоторой форме непрерывного образования, и свыше 20% населения рассматривают возможность поступления в образовательные учреждения или различные курсы в ближайшие месяцы с целью получения новых знаний. К сожалению, второе высшее образование, аспирантура и докторантура пока не являются особенно актуальными среди наших соотечественников. Сегодня не более 5% обладателей университетских дипломов думают о дополнительном, более углубленном образовании. Эту цифру необходимо увеличить, иначе мы не достигнем высоких темпов экономического роста и качественного развития производства.
Аргументом в пользу послевузовского образования может быть возможность получения более высокого дохода. Данные Росстата показывают, что те, кто получил подготовку после вуза и имеют академическую степень, в среднем зарабатывают на четверть больше, чем те, кто решил, что высшее образование достаточно для них. Поэтому крайне важно донести до людей идею о том, что высшее образование, как таковое, уже не является гарантией большого успеха в жизни. Чтобы действительно добиться успеха, нужно учиться всю жизнь.
В целом, одной из проблем российской науки является низкий спрос со стороны бизнеса и государственных структур на ее выпускников. Часто это обусловлено низкой ценностью полученных знаний. Считается, что борьба с этой проблемой должна быть максимально активной. Российская наука должна сосредоточиться на практических результатах в области экономического и технологического развития, социальной и политической стабильности страны. В современных условиях у нас нет права заниматься абстрактными проблемами, что должно найти отражение в специфике подготовки высококвалифицированных научных кадров. Таким образом, для обеспечения успешного развития страны и ее благосостояния необходимо сосредоточить усилия на повышении качества и эффективности высшего образования, а также на развитии системы послевузовской подготовки специалистов. Необходимо активизировать мотивацию специалистов для получения дополнительного образования и увеличить долю населения с аспирантурой и докторантурой.