В Центральном доме культуры железнодорожников проходит выставка подстаканников, изготовленных на предприятиях Ленинграда в 40-60-е года 20-го века. Экспозицию составляет лишь некоторая часть коллекции заместителя начальника департамента социального развития ОАО «РЖД» Андрея Гаревских.
Когда подстаканник стал частью церемонии чаепития, утверждать трудно. По некоторым версиям, в 1720-х годах. Тогда были введены правила: женщинам полагалось пить чай из фарфоровой посуды, а мужчинам – из стаканов. И чтобы не обжигаться, использовались подстаканники. Есть данные, что железной дороге начали подавать в них чай в 1892 году по инициативе министра путей сообщения Сергея Витте.
В ЦДКЖ представлены подстаканники, выполненные в технике филиграни. Филигранный рисунок на изделии бывает сквозной, а бывает, что филигранный узор напаивается на металлический фон изделия из тонкой проволоки, гладкой или витой. Образовавшееся пространство по плоскости изделия, ограниченное напаянными проволочками, заполняются разноцветной эмалью по технологии «перегородочная эмаль», она схожа с технологией «клуазоне». Отличается от «выемчатой эмали» тем, что эмалевая масса заливается в углубления сделанные резьбой, штамповкой или иным способом в толщине металла на изделии. За счет многообразия цветовых гамм данные подстаканники незначительно, но отличаются друг от друга даже при одинаковом рисунке. Многообразие рисунков и их наполнение разнообразными эмалями представлено в витринах экспозиции в ЦДКЖ.
На выставке представлены латунные подстаканники, декорированные эмалью. Их выпускали на предприятиях Ленинграда с 1946 по 1962 год. Они изготовлены по технологии выемочной эмали (заполнение эмалью углублений в металлической основе), при этом необходимые углубления сделаны с помощью штампа. Наиболее редкие в этой серии подстаканники – с картушем под дарственную надпись или с медальоном. Достаточно один раз уронить такой подстаканник, и фарфоровый медальон разобьётся.
Андрей Гаревских самостоятельно реставрирует, очищает изделия, чтобы вернуть им первоначальный вид. «В экспозиции представлено многообразие рисунков и наполнение различной эмалью. На мой взгляд, эта яркая серия должна понравиться зрителям», – говорит он.





Фото с пингвинами: архив Андрея Гаревских.
Остальные фото: Александр Саверкин, «Гудок».
Пресс-служба ЦДКЖ